Прогулка в Царицыно.

В субботу 20 ноября прогулялись по Царицыно в составе: ЖЖ, Chuma и Граф, ну и создали тайник-прогулку, который дублирую сюда. Весь текст авторский, т.е. стало быть мой.

Царицыно — это дворцово-парковый ансамбль в  Москве, строительство которого было начато по приказу Екатерины II в 1776 году.
Нынешнее место Царицыно являлось поселением вятичей, еще в XI—XII веках. До сих пор здесь можно увидеть их курганы-могильники.
Несколькими веками позднее, уже в в XVI веке, это место являлось вотчиной сестры Бориса Годунова. Тогда здесь еще было село называемое Богородским. Позднее земля часто меняла владельцев, последним из которых был Кантемир, поселившийся в этих краях со своими молдавскими воинами. Село к тому моменту уже имело название Чёрная Грязь.

В начале 1775 года Екатерина II, проезжая здесь по пути из Коломенского, была очарована здешними красотами и повелела выкупить эти земли у Кантемира. Есть предположения, что Григорий Потёмкин предложил Императрице идею строительства новой подмосковной  императорской резиденции.

В одном из писем она писала:
«Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье.»

Первоначально, в том же году, был построен небольшой деревянный дворец, несколько служебных помещений и благоустроен дворцовый парк. Князь Потемкин сделал все возможное, чтобы Императрица осталась довольна. По неподтвержденным данным, годом ранее Екатерина II и Потемкин тайно обвенчались, и остаток лета 1775 года провели в Царицыне.

Находясь под впечатлением от организованных торжеств и оформления праздника В. И. Баженовым на Ходынском поле, по случаю празднованием годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, Екатерина дала задание своему придворному архитектору разработать проект Царицыно. В письмах того времени она называла его «мой Баженов», что указывало на особое расположение царской особы.
Предполагалось, что дворцовый ансамбль будет оформлен в нетрадиционном для того времени готическом стиле. Уже в 1776 году проект в виде чертежа был подготовлен и содержал новаторские и необычные для того времени идеи. Общий стиль был определен Баженовым как «нежная» готика.
Главной нестандартностью проекта было отсутствие главного усадебного дворца, вместо этого предполагалось построить три отдельностоящих здания: центральный для торжественных приемов, а также левый и правый с покоями Екатерины II и наследника – цесаревича Павла. Также были продуманы важные вопросы по сочетанию перспектив и видов, открывающихся с главных подъездных дорог, и визуальная связность с Коломенским. Панировалось организовать видовую перспективу между Московским Кремлем и Царицыно.

Императрица одобрила проект Баженова, и весной 1776 года в Царицыно развернулось масштабное строительство. Работы спорились, но к концу года начались проблемы с финансированием, которые продолжались длительное время. Баженов, увлеченный проектом, даже брал кредиты на свое имя и продал свой дом в Москве со всей обстановкой, чтобы строительство не прерывалось.
В начале 1784 года, в связи с запланированной на следующий год поездкой Екатерины II в Царицыно, из казны было запланировано выделить дополнительных 100 тысяч рублей, для завершения строительства в срок. И даже, по просьбе Баженова, сумма была удвоена, но с условием подготовки еще одного проекта дворца – в Булатниково.
Несмотря на последовавшие за этим проблемы с получением выделенных средств, большая часть задуманного была реализована перед приездом Екатерины II.
Императрица посетила Москву, раньше намеченного срока, в июне 1875 года, в сопровождении свиты и иностранных послов.
Вердикт Екатерины II был ужасающ для Баженова и построенного им детища: деньги потрачены впустую, помещения тесны, лестницы узки, необходимо «учинить изрядные поломки» и выстроить все по новому проекту. Но это было позже, а в первые минуты гнева, по воспоминаниям очевидцев, она приказала сломать дворец до основания. Василию Баженову был явлен «монарший гнев», вмиг перечеркнувший его карьеру и то чем он жил. В довершение всего на новый проект Царицыно был определен его ученик Матвей Казаков.


Хотя по другим источникам, проявления монаршего гнева не было, и что первоначально было принято решение незначительных «переправках». И лишь позднее, уже в столице, было принято решение о замене зодчего и изменению всего проекта.
Также существует огромное множество версий и слухов, объясняющих царскую немилость и опалу. Например, такие как принадлежность Баженова к масонам и попытке заговора, отражение идей масонства в постройках. Существует версия, что Императрица по прошествии лет охладела к Царицыно, и все ее мысли были перенесены на строительство новой усадьбы Пелла, в пригороде тогдашней столицы. А на строительство Царицыно по прежнему уходили большие суммы.

В начале 1786 Екатерине II был представлен новый проект Матвея Казакова, который был одобрен ею. Перед Казаковым стояла трудная задача, вписать новые постройки в уже созданный архитектурный стиль. С момента закладки первого камня в Царицыно прошло уже более 10 лет, и за это время на первые роли вышел стиль классицизм, да и взгляды и ожидания Екатерины II также претерпели изменения.

С течением времени Екатерина II все больше теряла интерес к реализации проекта в Царицыно. Проблемы с ассигнованием, которые тянулись еще с Баженовских времен, были и сейчас. Пожалуй, единственным человеком, заинтересованным в постройке дворца оставался Григорий Потёмкин. Но все же в 1790 году строительство дворца было приостановлено, а 1791 года он скончался.
Как ни странно, но на этом строительство не закончилось, в 1793 году  Екатерина II снова вспомнила о Царицыно. Были внесены существенные корректировки в проект Казакова: уменьшен на один этаж главный дворец, снесен Большой Кавалерский корпус – центральный дворец, из комплекса дворцов, построенных Баженовым. В конце 1796 года Екатерина Великая скончалась. Новому императору, Павлу I, Царицыно не понравилось, и он издал указа «в селе Царицыне никаких строений не производить».

На этом закончилась история строительства дворцового комплекса, растянувшаяся на два десятилетия восемнадцатого века.
В дальнейшем многие царствующие особы приезжали сюда, но никому из них Царицыно не приглянулось. В 1860 году  Царицыно перестало быть личной собственностью императорской семьи.
Далее у этого места была не такая интересная история, и чтобы сократить повествование и сразу перейдем к нынешним временам.

В 2004 году Царицыно было передано в ведение правительства Москвы, а на следующий год началось масштабное строительство. Благоустройство территорий и само строительство было под личным контролем тогдашнего мера Москвы Юрия Лужкова.
К тому моменту здание главного дома было сильно руинировано, и я даже помню, как мы с Chuma бродили внутри него задолго до начала реставрации.
Строительство вызвало ожесточенные споры. Основные претензии сводились к строительству на месте руин нового дворца, нарушению исторического облика и вырубке зеленых насаждений.

Как бы то ни было, в 2007 году, по прошествии более чем 230 лет с начала строительства царской резиденции, проект был завершен.

Ну и попросим Ивана Сергеевича Тургенева, закончить наше повествование, цитатой из романа «Накануне»:
 «Проходя мимо прудов, все остановились, чтобы в последний раз полюбоваться Царицыном.
Везде горели яркие, передвечерние краски; небо рдело, листья переливчато блистали, возмущенные поднявшимся ветерком; растопленным золотом струились отдаленные воды; резко отделялись от темной зелени деревьев красноватые башенки в беседки, кое‑где разбросанные по саду. «Прощай, Царицыно, не забудем мы сегодняшнюю поездку!»»

Маршрут мы начнем от метро Царицыно. От выхода со станции метро до ближайшего входа в парк не более 300 метров.

Чтобы было легче ориентироваться воспользуйтесь координатами из заголовка:
N 55° 37.072′
E 37° 40.541′

Это координаты одного из мостиков ведущего к острову с фонтанами.
Посчитайте количество фонарей на этом мосту – A.
Далее вы можете воспользоваться схемой парка, и находить точки без навигатора, что, как нам кажется, вполне реально и даже интереснее чем вбивать координаты.
Схему с указанием объектов можно взять, например, тут http://moscowparks.narod.ru/piptsar/mztsar/ 

Большой мост через овраг
N55 37,063
E37 40,807
Второе его название — Готический мост, строился в период с 1778 по 1784 года. Грунт в месте строительства был очень зыбким, и пришлось забить несколько тысяч свай. Мост строился при архитекторе Баженове, но не так и был полностью закончен.
Считается что это самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века.
Мост был частью Берёзовой перспективы — одной из главных линий царского ансамбля.
Посчитайте количество сквозных арок моста – B.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Это единственная постройка усадьбы, сохранившаяся со времен Кантемира, и включенная в ансамбль Баженовым.
Храм был построен при Кантемире, при нем же перестраивался за 20 лет до продажи земель, и позднее при Баженове так же претерпел изменения. Церковь можно отнести к стилю  елизаветинского барокко. 

Кавалерские корпуса
N55 37,039
E37 40,838
Всего их построены три, и они имеют номера: первый, второй и третий. Вместе они образуют линию, идущую вдоль большого оврага.
В чертежи третьего Кавалерского Екатерина II собственноручно вносила правки. Первыйи Второй Кавалерские корпуса, предположительно, предназначались для дворцовой прислуги.
Второй Кавалерский корпус за всю свою историю так и не был использован по прямому назначению, и подошел к реставрации в виде руин.
В остальных корпусах располагались различные учреждения, и в царские и советские времена.
Здесь нас больше всех интересует третий кавалерийский корпус. Точнее даже информационный щит возле него. Внимательно посчитайте количество годов (четырехзначных чисел), упоминаемых на ней – С.

Большой дворец
N55 36,972
E37 40,896
Строился в течение 1786—1796 годов, на месте трех зданий проекта Баженова. Проект Казакова частично использовал идею Баженова по созданию двух независимых покоев для Екатерины II и цесаревича.
Дворец, имел ярковыраженные черты псевдоготики, берущие начало в проектах Баженова, но при всем при этом близок канонам классицизма, проповедующим уравновешенность пропорций и симметрию.
До начал реставрации, дворец представлял собой руинированное здание, и по назначению так никогда и не использовался.
Перед дворцом зеленая лужайка, а также фундамент и фрагменты стен Большого Кавалерийского корпуса. Там же стоят тумбы, с описанием этого, а также макетами Царицыно от Баженова и Казакова.
Количество всех тумб (с описаниями и макетами), расположенных вдоль полукруга – D.

Хлебный дом
Самая крупная из сохранившихся зданий Баженовского проекта. Здесь также как и на других постройках Баженова, при желании, можно увидеть масонские знаки. На хлебном доме есть вензель, состоящий из двух букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» создана в виде калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки. Вот именно в этой букве Х, вернее в ее исполнении некоторые видят символы масонства. 

Оранжереи
N55 36,876
E37 41,266
С восточной стороны архитектурного ансамбля, за оранжерейными прудами, расположен оранжерейный комплекс.
Первые оранжереи возникли здесь еще при Кантемире, потом они были заменены на каменные при Баженове. А в XIX веке были возведены пять построек, в которых было налажено выращивание сельскохозяйственной продукции, что приносило неплохой доход.
По этим координатам расположен информационный щит и видны оранжереи метрах в 100 от него.
По неподтвержденным данным, Екатерина II и Потемкин Таврический тайно обвенчались. Сие событие произошло в 177X году. Здесь стоит дать подсказку – не надо искать эту информацию на щите, она уже  давно у вас в руках. Вы же все внимательно прочитали? 😉

Царицынский пейзажный парк
При Кантемире основу парка составляли березы, которые Баженов использовал в качестве своей Березовой перспективы.
Почти сразу после покупки Царицыно Императрицей здесь начали высаживать лиственницы и сибирские кедры, а также использовать берёзы и сосны, деревья не образующие густой тени, а для контраста тенистые липы и дубы.
В 1784 году в Царицыно из Англии были выписаны садовые мастера, которые предложили создать английский пейзажный парк, что не вписывалось в идеи Баженова, и подразумевало частичную вырубку деревьев. В итоге был найден консенсус, и парк был организован с учетом мнения всех сторон. Примерно в то же время в парке была создана Утренняя дорожка, тянущаяся вдоль берега пруда. По ней нам с вами еще предстоит пройти в процессе прогулки по точкам тайника, с холма к дворцовому комплексу.
Любопытно, что здесь в царское время существовали деревянные постройки, для бесплатного непродолжительного проживания лиц «благородного состояния».

Павильон «Нерастанкино»
N55 36,664
E37 41,250

Павильон «Нерастанкино», также как и Башня-руина относится к пост-Баженовским постройкам. Он был построен в самом начале XIX века по проекту И. В. Еготова. Здесь расположена одна из самых интересных видовых точек комплекса. Веком позднее у павильона появилось еще одно название — Храм меланхолии. Существует несколько версий названия павильона. Одна из них, созвучность с фразой «не расстанешься»,  подразумевающей, что побывав здесь однажды, трудно не вернуться сюда снова. Другая, что первоначальное название было «Миростанкино», то есть с подтекстом о бренности всего сущего, имея ввиду захоронения древних племен вятичей, расположенное неподалеку. Павильон выполнен в классическом стиле.
Здесь вам необходимо найти информационный щит.
Посчитайте количество годов (четырехзначных чисел), упоминаемых на ней – E.

Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики
Подобные беседки являлись практически обязательным парковым сооружением усадебных комплексов   XVIII века.
Считается, что именно на этом месте располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II, во время праздника устроенного Григорием Потёмкиным. С этим праздником и связано названием беседки – Церера, в честь богини плодородия.
Неподалеку от беседки вы можете заметить два Гротесковых мостика, перекинутые через овраг. Название мостов произошло от слова «гротеска», означающее грубо обработанный камень.
Осмотрите фигуру богини. Если не ней есть надпись: «восстановлено по чертежам И.В. Еготова», то F=18, если надписи нет, то F=8.
Все, сбор точек закончен, вычисляем число (A+B+C+D+E+F)*X
Далее пытаемся найти в каком из нижеследующих объектов может быть получена такая высота над уровнем моря с погрешностью плюс минус 10 метров.
В ваш GPS-навигатор встроена функция определения высоты. Очень важно, чтобы в момент вычисления высоты прибор ловил не менее 6 спутников, и чем больше тем лучше.
Используйте логику. Для расчета высоту никаких экстримальных действий производить не требуется.  

Арка-руина на Русалочем острове

Изначально опоры арки располагались на разных  сторонах острова, разделенного посередине протокой. Здание, также как и следующая достопримечательность — Башня-руина, создано в руинированном стиле.

Башня-руина
N55 36,639
E37 40,899

Одна из самых романтичный построек комплекса, в модном для того времени руинированном стиле. Предположительно была построена на двадцать лет позднее проекта Баженова. Здание построено из грубого камня и имитирует развалины угла крепостной стены с башней. В советское время здесь тренировались альпинисты, но и обычные люди могли достаточно легко забраться наверх по стене.

Павильон «Миловида»
N55 36,743
E37 40,908

Миловида, означает милый вид. Из павильона, посредством создания широкой просеки, был создан красивый вид на пруды и искусственный, так называемый  Русалочий остров, с расположенной на нем аркой-руиной. Это постройка начала XIX века.
Интересно почитать, как это место описывает Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Накануне»:
«Между тем все общество подошло к беседке, известной под именем Миловидовой, и остановилось, чтобы полюбоваться зрелищем Царицынских прудов. Они тянулись один за другим на несколько верст; сплошные леса темнели за ними. Мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда, придавала самой воде необыкновенно яркий, изумрудный цвет. Нигде, даже у берега, не вспухала волна, не белела пена; даже ряби не пробегало по ровной глади. Казалось, застывшая масса стекла тяжело и светло улеглась в огромной купели, и небо ушло к ней на дно, и кудрявые деревья неподвижно гляделись в ее прозрачное лоно. Все долго и молча любовались видом»

Средний дворец (Оперный дом)
Многие считают, что Средний дворец является одной из лучших построек Баженова за весь период его творчества. Дворец был построен в период 1776—1778 годах, и предположительно предназначался, для небольших официальных приёмов и театральных представлений. Здание имеет очень интересное оформление и декор.
Как и многие здания дворцового комплекса, этот дворец, так и никогда не был использован по прямому назначению, до периода предшествовавшего реставрации XXI века. 

Фигурный мост
Фигурный мост, был построен в 1776—1778 годах также по проекту Баженова. Он являлся продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Готического моста дворцам.
До реставрационных работ нынешнего века, это была главная дорога, ведущая в дворцово-парковый ансамбль. Во времена Екатерины II – второй парадный въезд.
Мост, сооруженный на крутых склонах, закрывает вид на главный дворец, что создает эффект внезапности. Всякий проезжающий под фигурным мостом, должен был быть очарован открывающимся за ним видом на центральную часть комплекса.
К моменту последней реставрации мост был в достаточно хорошем состоянии.

Отсюда можно пройти по бывшей главной дороге к выходу из Царицыно по направлению в красному зданию ТЮЗ, с колоннами, что уже за территорией комплекса. В советское время именно здесь был главный вход в парк. Оттуда можно вернуться на станцию метро Царицыно.

Ну а для получения зачета присылайте полученную сумму и вычисленный объект.

Созданный тайник на сате геокешинга:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9202

Реклама
Запись опубликована в рубрике геокешинг с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s