Выходные в Абхазии: Новый Афон (2/2)

Часа в четыре утра начался ливень, который не прекратился до самого вечера. Спешить было некуда, поэтому мы спали до упора, то есть до того момента как надо было выселяться. О подъеме на гору можно было забыть, так что пришлось сходу придумывать что-то новое. Решили еще раз посетить Новоафонскую пещеру, где сухо и нет дождя. По пути зашли в уютную кафешку, где нас обслужила хозяйка. Сразу почувствовали разницу по сравнению с обычным кафе. Тут и еду приготовили быстро, и вкусно, да и удалось немного поболтать с хозяйкой о том, о сем.
Принесенная чача была очень качественная, хотя не секрет что на продажу идет что попало. Хорошую же чачу оставляют для себя, поэтому ее надо покупать только через проверенных людей. Чача и аджика согрели нас, озябших от высокой влажности.  С погодой нам совсем не повезло, и несмотря на то что мы были готовы к дождям и приехали с дождевиками, зонтами и в правильной обуви, все равно уже днем изрядно промокли. Поскольку дождь просто лил как из ведра без остановки. По этой же причине, приличную часть времени мы провели в кафе, поедая вкуснейшие блюда абхазской кухни, запивая их вкусным вином, а иногда и чачей 🙂
Несмотря на дождь, Новый Афон оставил очень приятное впечатление.
Первые упоминания поселения людей в этом месте относятся к III веку, когда Анакопия, а таково древнее название Нового Афона, уже была крупнейшим торговым местом. В период Византийского правления, абхазский царь Леон II, объявил о своей независимости и повелел быть Анакопии столицей Абхазского царства.

В 1874 году здесь, в долине реки Псырцха, обосновались русские монахи из Пантелеймоновского монастыря Греческого Афона,  которые годом позже основали здесь монастырь, названный Ново-Афонским Симоно-Канонитским. В строительстве монастыря принимал живейшее участие даже император Александр III, подаривший музыкальные куранты для колокольни.
Из современных зданий можно выделить Музей боевой славы,  посвященный событиям 1992—1993 годов. Внутри фотографии тех, кто погиб здесь, защищая абхазскую независимость. Помимо абхазов, здесь висят фотографии многих русских, в том числе и москвичей.
Заглянули мы и на почту, интерьер которой сохранился с Советских времен. Там мы купили открытки тридцатилетней давности, для оправки в посткроссинге. Это проект, благодаря которому можно переписываться с незнакомыми людьми из разных концов мира, и получать красивые открытки, той тематики, которая интересна именно тебе.
Одну из абхазских открыток, самую интересную, мы отправили себе домой. Любопытно, что марки на ней были еще советского периода. Мы заплатили двадцать рублей за пересылку, но новых абхазских марок на открытку наклеено не было. На резонный вопрос как же она дойдет без марки, нам тетушка ответила, что марка то есть, и ничего что это марка несуществующей уже страны. Вот уже почти месяц ждем наше послание – пока не получили 🙂
Также мы посетили заброшенную Новоафонскую турбазу, расположенную по центру поселка.

Раньше она могла принять несколько тысяч гостей одновременно. Здесь было все что нужно, в том числе и столовая, кинотеатр и футбольное поле. Сегодня это заброшенное место, часть зданий которого заселили местные жители. Возле главного корпуса стоит брошенный автобус и легковушка. Внутри на первом этаже сильно загажено, но на втором и последующих этажах почти идеальная чистота.
Вообще именно здесь я понял, что же необычного во всех абандонах Абхазии – это нетронутый металл. Как правило, многие беды заброшенных мест в России от черметчиков, которые в погоне за металлом крушат все на своем пути. Здесь же металл сдавать тупо некуда – нет заводов. Через российскую  границу видимо не провезти, вот он и сохранился на всех объектах. В главном помещении турбазы украдены только напольное покрытие, да плитка. Интересно было подниматься по этажам, рассматривая помещения и пытаясь определить их функциональное назначение.
       

От турбазы мы пошли к Новоафонской пещере. Тут стоит упомянуть что, несмотря на несезон и непогоду, нам удалось, придя к двенадцати дня, купить билеты лишь на сеанс, который должен был состояться через два часа. Поэтому мы и пошли гулять по городу. Входной билет стоит 300 рублей с человека, и общие доходы с туристов, посещающих пещеры, приносят половину доходов всей Абхазии.
        

Пещеры были открыты в 1961 году. В Советское время рассказывали легенду, что их открыли случайно – мальчик-пастух провалился в пещеру. Сейчас же легенда сменилась, и по новой суровой версии пещеры первым обнаружил Гиви Смыр с командой спелеологов.
       
К 1975 году метростроевцы создали Новоафонскую пещерную железную дорогу, протяженностью в 1,3 километра. Туристов от станции Входные ворота везут к станции Зал Апсны, откуда начинается пеший маршрут. Конец маршрута приходится на станции Зал Анакопия, от которой мимо станции Зал Апсны, поезд возвращается к Входным воротам.
Новоафонская пещера состоит из 11 залов, но экскурсии проходят по 6 из них. Названия залов менялись с течением времени:  в 1975 году, перед открытием пещер для туристов, и после войны в 1993 году.

Так зал Тбилиси, теперь именуется Апсны, что означает Абхазия на абхазском же языке, зал Абхазия – Анакопия, зал Грузинских спелеологов – просто Спелеологов, Зал Звуков –  Нарта (абх. Глиняный), зал Фантазия — зал Гиви Смыра. Любопытно, что Новоафонская пещера не является даже крупнейшей пещерой Абхазии ни по длине, ни по объему полости.

По сравнению с нашим посещением семилетней давности, видны улучшения. Деньги пошли не тупо в карман владельцев (государства ?), но и на поддержание инфраструктуры. Наконец-то была создана цветная подсветка, для натечных образований. Обнаружив серые вкрапления на некоторых сталагмитах, мы спросили у замыкающего что это. Он не смущаясь рассказал, что это перемещенные сталагмиты – их перенесли из других мест, и «посадили» на цемент.

В последнем зале нас встретил мощный водопад, которого мы не видели ранее. Оказалось, что нам повезло – потоки воды идут лишь по весне, да в сильный дождь. Фотографии по-прежнему запрещают делать со штатива, поэтому пришлось использовать разные поверхности, чтобы снимать на 15 секундной выдержке.
Час сорок, что идет экскурсия, пролетают незаметно.
На выходе из музея зашли на рынок и купили две банки аджики, одну классическую, другую с грецким орехом. Одной банки хватает почти на год – проверено временем.
Из Нового Афона мы поехали в сторону границы, но ближайшая маршрутка везла лишь в Гагры. Поняв, что из Гагр добраться до границы намного проще, чем от Нового Афона, мы сели на нее. Уже в Гаграх, зайдя в супермаркет купить еды в дорогу, получили SMS от «любимого» Скайэкспресса, что рейс задержан на 2 часа. Удачно пришло сообщение, подумали мы, и пошли кутить в абхазский ресторанчик.
Проведя там достаточно времени, поехали на границу, которую снова проходили около часа. В этот раз очень много было туристов из организованных автобусных экскурсий, которых поголовно выводили из автобусов. Хотя я еще помню те времена, семилетней давности, когда мы проехали через границу, не выходя на улицу.
Памятуя о том, что автобусы в аэропорт после полдевятого вечера уже не ходят, мы вышли в месте максимально близком к аэропорту и пошли до него пешком. Места, конечно, не располагают к прогулкам – вокруг сплошная стройка.
Сам аэропорт похорошел за прошедший год. По прежнему не ясно зачем такой огромный аэропорт для такого скромного пассажиропотока, весь пик которого придется всего лишь на пару месяцев 2014 года. Но все равно красиво, и к тому же внутри халявный Wi-Fi.
В Москве действовали по отработанной еще в Калининградскую поездку схеме. Жаль, что прошли те времена, когда Скайэкспресс задерживал рейсы не более чем на час, и мы успевали на последний автобус в сторону метро.
В следующем году подумываем съездить в Гагры – самое курортное место Абхазии. Если конечно снова смиримся с сервисом Скайэкспресса, поведясь на его дешевые цены.
Хотя после этой поездки они нам презентовали условно бесплатные билеты, как путешественникам, совершившим 10 перелетов, так что ехать придется по любому.

Запись опубликована в рубрике путешествие с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставьте комментарий